Главная / Блог / Основные правила перспективы для рисования

Основные правила перспективы для рисования

Слово «перспектива» происходит от латинского perspicere, что означает «рассматривать сквозь, ясно видеть». Перспективой называют принцип перенесения реального мира на рисунок с визуальными изменениями пропорций объектов или предметов, главная цель которого — передать положение в пространстве. Нередко ее называют отдельной наукой.

Художественное искусство развивалось медленно. В Средневековье, к примеру, объекты изображали такими, какими они являлись в реальной жизни, а не такими, какими их видел глаз человека. Рисунки выходили плоскими, нереалистичными. Рисование как отдельный вид творчества претерпело серьезные перемены. Сегодня профессиональные художники искусно передают образы реального мира на бумаге.

В статье мы разберем принципы, правила и виды перспективы в рисунке.

Содержание статьи:

1. Основные виды перспективы
2. Три главных правила линейной перспективы
3. Как работает перспектива
4. Заключение

Основные виды перспективы

Обратная перспектива характерна для иконописи и живописи, когда относительные формы нельзя соотнести с проекцией. Если зритель наблюдает увеличение объекта по мере его отдаления, значит, автор использовал именно этот вид перспективы.

Основной закон линейной перспективы: объекты одинакового размера на рисунке выглядят разными в зависимости от положения. Расположенные дальше от глаз смотрящего — меньшего размера, значит, чем ближе они расположены, тем больший размер имеют.

Виды линейной перспективы:

  • Фронтальная (или прямая линейная). Самый простой тип пространственного изображения. Имеется только одна точка на линии горизонта, все прямые линии сходятся именно в ней.
  • Угловая. Перспектива, где мы наблюдаем за предметом под углом. На горизонте — две точки, куда сходятся прямые линии рисунка.
  • Трехточечная. На горизонте — три точки. Пример такой перспективы можно наблюдать на изображении, допустим, высотки сверху или снизу.

Воздушная (атмосферная). Еще один подраздел науки. Известна как легкий, а главное, эффективный способ создания глубины в композиции. Отражает искажения признаков объектов, на которые воздействует среда и пространство. Удаленные от глаза предметы и объекты кажутся блеклыми, полупрозрачными, не имеющими контраста, утратившими цвет и четкий контур. Такой эффект впервые подметил и применил Леонардо да Винчи. Выделяют 5 законов атмосферной перспективы:

  • Предметы, расположенные на расстоянии, выглядят белыми, фиолетовыми, голубыми или синими. Цвет всегда зависит от плотности воздуха между зрителем и предметом.
  • Объекты светлого оттенка издалека выглядят темнее, а темные, наоборот, светлее.
  • Объекты, расположенные близко, отличаются объемом, цветом, а расположенные далеко — плоские, примерно одинаковые по оттенку.
  • Объекты переднего и среднего плана представляются детально, а дальние — обобщенно.
  • Контуры предметов на заднем плане размыты, а контуры близкорасположенных объектов, наоборот, отличаются четкостью.

Атмосферная перспектива всегда используется совместно с линейным подвидом. Ее главная цель — отметить центральное и второстепенное на произведении.

Чему же учит перспектива? Во-первых, правильно отображать объем, во-вторых, показывать глубину пространства, в-третьих, правильно рисовать графическими инструментами.


Читайте также
В этой статье мы рассмотрим, как смешивать цвета в «Фотошопе» при рисовании и достигать красивых цифровых эффектов.

Три главных правила линейной перспективы

  • Объекты и предметы, расположенные близко, следует изображать внахлест с теми, что стоят дальше. Не стоит бояться перекрытия. Так предметы, объекты и пространство не будут выглядеть плоскими.
  • Удаленные от глаз зрителя объекты нужно изображать воздушнее, менее контрастно. Например, дом в конце улицы не стоит рисовать так же ярко и четко, как дом, расположенный прямо перед нашим взором.
  • Запоминаем третий логичный принцип: предметы, объекты, расположенные вдали, по размеру должны быть гораздо меньше тех, что расположены вблизи.

Как работает перспектива

Посмотрите по сторонам, понаблюдайте. Все линии в помещении, в котором вы находитесь, или параллельны, или перпендикулярны друг другу. Другое дело, когда речь идет о рисунке: параллельные прямые начинают сходиться. Место, в котором они пересекаются, называется точкой схода.

Люди с хорошим зрением способны воспринимать предметы, расположенные как близко, так и далеко. Мы видим объекты и других людей на расстоянии в несколько десятков метров от нас! Чем дальше мы смотрим, тем шире поле вокруг главной точки. Чтобы ваш рисунок не получился искаженным, важно эту точку зафиксировать.

Линия горизонта — линия, воображаемая сознанием, находящаяся на уровне глаз, уходящая вдаль. Эту плоскость легко разглядеть на открытом месте, к примеру стоя на берегу моря.

Выбирая высоту горизонта, художник определяет конкретную точку. На рисунке она не перемещается, а остается ровно на том месте, которое определил для нее автор. Он может нарисовать объекты с разных точек зрения: сверху вниз или снизу вверх. Если композиция централизована, то горизонт будет находиться на средней высоте.


Читайте также
Где черпать вдохновение художнику? Как бороться с его отсутствием? Какие условия необходимо создать, чтобы занятия творчеством приносили свои плоды? Ответы на э...

Заключение

Знать основы линейной перспективы, виды, правила и законы важно каждому художнику: как новичку, так и опытному специалисту. Их незнание в большинстве случаев приводит к явным, выраженным нарушениям в рисунке. Грамотному художнику, живущему в 21 веке, под силу повлиять на то, как воспринимает рисунок зритель, и получить ожидаемый результат — эффект присутствия на изображаемой сцене.

Регистрируйтесь на Бирже eTXT, знакомьтесь с сервисом, используйте его возможности для эффективной работы.

Оцените статью (2 голоса)

5 5 2
0 комментариев
Имя
Добавление комментария
Имя
Самое читаемое