En
Главная / Блог / Как правильно писать диалоги в текстах

Как правильно писать диалоги в текстах

При умелом использовании диалог позволяет не только передать важную информацию, но и эмоционально воздействовать на читателя. Такая форма речи привлекает внимание и активно используется в любых видах текстов, будь то информационные, продающие, художественные. Например, в продающих текстах диалог показывает потребителя в реальных условиях, ненавязчиво перечисляет преимущества товара и услуги.

Рассмотрим, как грамотно писать и оформлять диалоги, чтобы люди захотели их прочесть.

Содержание статьи:

1. Основные определения
2. Особенности текстовых диалогов
3. Для каких текстов нужны диалоги
4. Правила оформления диалогов: пунктуация
5. Распространенные ошибки при написании диалогов

Основные определения

Перед тем как перейти к диалогу, рассмотрим, что такое прямая, косвенная речь и цитаты.

Прямая речь — дословное воспроизведение чужого высказывания:

Он сообщил нам: «Я собираюсь отправить посылку завтра».

Косвенная речь — пересказ чужого высказывания в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения:

Он сообщил нам, что собирается отправить посылку завтра.
Он сообщил нам о своем намерении отправить посылку завтра.

Что касается диалога, то это разговор двух или нескольких лиц. Он включает вопросы, ответы, возражения, согласия и другие реплики (отдельные высказывания человека), которые связаны между собой по смыслу. В форме диалога оформляется прямая речь, то есть дословное воспроизведение высказывания. О правилах его оформления — чуть ниже.

Также выразить мысль говорящего можно и цитатой — высказыванием из авторского текста с указанием источника или имени автора. Высказывание приводится полностью или частично, оформляется как продолжение предложения или прямая речь.

Читайте также
Вне зависимости от стиля текста цитаты делают текст насыщенным, живым. Каждый копирайтер должен знать, когда уместно использовать цитаты, а также уметь грамотно...

Особенности текстовых диалогов

Диалоги в текстах создают иллюзию реальности, однако не воспроизводят ее. Ведь если записать любой происходящий в жизни диалог между двумя собеседниками (в кафе или в магазине, на улице), то он будет выглядеть как микс из обрывков фраз, постоянных отступлений, междометий с почти нулевой смысловой ценностью.

Качественный диалог должен передавать не только смысл, то есть конкретные факты. Одновременно он эмоционален: через диалог читатель узнает об общих чертах характера говорящих, об их настроении, намерениях, интересах, разнице в статусах, отношении друг к другу.

Каждое предложение в диалоге должно выполнять определенную функцию, то есть быть полезным. Просто так для увеличения объема или для развлечения читателя добавлять реплики не нужно.

Для каких текстов нужны диалоги

Диалоги необязательно встречаются только в художественных текстах (романы, рассказы, повести). Удачный диалог усилит почти любую статью:

  • Информационный текст. Хотя главная его задача — проинформировать о чем-либо, диалог привлечет внимание читателя и позволит раскрыть дополнительные нюансы.
  • Интервью. В этом случае диалог простой: журналист задает вопрос, интервьюируемый отвечает.
  • Статья для «Яндекс.Дзена» и других подобных площадок. Если вы составляете истории из жизни, то почти в каждом подобном тексте нужны диалоги.
  • Продающий текст. Некоторые копирайтеры добавляют в такие тексты диалоги между, например, двумя вымышленными знакомыми, один из которых рекомендует второму определенный товар, или между специалистом и потенциальным покупателем. Живой диалог дает ощущение того, что подобный разговор действительно состоялся в реальности, а потому эффект от продающего текста будет выше.

Также диалоги активно используются в сценариях продающих видеороликов. Это важные блоки сценария наряду с действиями персонажей и ремарками. Обычно участник диалога — привлекательный (модель, владелец дорогого автомобиля) или типичный (покупатель, завсегдатай в баре) персонаж с чувством юмора, член семьи.

В некоторых случаях фигурантом рекламного диалога становится сам адресат, то есть зритель. Тогда говорящий задает зрителю вопросы, предполагающие ответы.

Основная цель рекламного диалога в том, чтобы побудить адресата купить товар или воспользоваться услугой. Именно ее нужно держать в уме при составлении реплик.

Читайте также
Видеоролик — один из самых эффективных маркетинговых инструментов, однако его качество и результаты во многом зависят от сильного, продуманного сценария. В этой...

Правила оформления диалогов: пунктуация

Есть два основных способа оформления диалога.

Первый способ — когда каждая реплика начинается с новой строки. Перед репликой ставится тире, кавычки отсутствуют. Пример:

— Когда приедешь?
— Только через час.
— Мне тебя ждать?
— Нет, возвращайся домой.


Речь одного персонажа может прервать другой говорящий — тогда разрыв реплики оформляется многоточием:

— Я всего лишь прошу…
— Ничего не хочу слышать!
— … уделить мне пару минут.


В качестве самостоятельной реплики может выступать даже отдельный знак препинания — например, восклицательный или вопросительный:

— Я не собираюсь тебе в этом помогать.
—?!
— Ситуация изменилась, мне нужно уехать.

Другой способ — когда все реплики пишутся в строчку. Каждую реплику нужно заключить в кавычки, поставив между ними тире. Восклицательный и вопросительный знаки также заключаются в кавычки, а точка выходит за их пределы. Пример:

«Соседка приходила?» — «Да, она вернула долг, вот деньги». — «Больше она ничего не сказала?» — «Просила передать, что будет рада, если присмотрите за ее ребенком завтра».

Реплики могут быть разделены авторскими словами. В этом случае тире перед следующей репликой не используется. Пример:

«Максим, прекрати ломать игрушки», — строго сказала мать ребенку. «Я хотел другой подарок!» — крикнул мальчик.

Если речь идет об интервью, то необязательно составлять его по шаблону «вопрос-ответ». Можно разнообразить текст эмоциями участников — например, «улыбнулся», «торопливо поправил галстук», «нахмурился». Вопросы выделяются жирным шрифтом чуть большего размера, ответы — стандартным шрифтом без выделений, а авторские вставки наподобие «улыбнулся» выделяются курсивом и заключаются в скобки.

Распространенные ошибки при написании диалогов

При составлении диалога избегайте таких ошибок:

  • Избыточность. Реплики должны быть максимально емкими и краткими. Добавив пару ненужных слов, вы рискуете сделать высказывание героя неестественным, вялым или неуместным.
  • Сложные конструкции и длинные предложения. Реплики должны быть максимально простыми, из нескольких слов — только если они не принадлежат, например, профессору или ученому. Так, фраза «Не забудь покормить кота вечером» звучит более естественно по сравнению с «Тебе необходимо вовремя покормить кота, для того чтобы не нарушить его режим питания».
  • Затянутость. Если диалог слишком длинный, то динамика произведения замедляется и читателю становится скучно. Разговор героев должен быстро развиваться и быть динамичным. Если же по сюжету необходим длинный разговор, то его нужно разбавить описанием эмоций, действий героев.
  • Отсутствие содержательности. Вместо нескольких реплик, посвященных прощанию героев, лучше обойтись одной фразой — «Собеседники попрощались».
  • Устаревшие выражения. Использовать их в речи не нужно. Сложно представить современного человека, который сказал бы что-то наподобие «Хватит бить баклуши, пора за работу!».
  • Большое количество тегов. Теги диалога — слова автора наподобие «сказал», «произнес», «ответил». Повторять их после каждой реплики неуместно. Но и полностью исключать их из диалога нельзя, так как они показывают, кто говорит, и уточняют действие персонажа. Кстати, слово «сказал» специалисты не рекомендуют использовать — у читателя возникает ощущение, словно автор вклинивается в диалог. Вместо этого лучше заменить его словами «вздохнул», «прошептал» или вовсе опустить.
  • Смешивание реплик и действий. Если один персонаж произносит реплику, после чего совершает действие, затем второй ему отвечает и тоже что-то делает, то воспринимать такой текст с экрана сложно. Лучше структурировать диалог — например, в верхней части сгруппированы все действия с репликами, а чуть ниже идут только реплики.
  • Произнесение очевидных вещей. Если мужчина в диалоге спрашивает своего брата, сколько лет они уже братья, то читатели могут почувствовать себя оскорбленными. Однако если важно сообщить читателю подобные факты, причем именно через диалог, рекомендуется деликатно обыграть это в репликах — возможно, через второстепенную информацию.
  • Несоответствие возрасту. Если ребенок произносит реплики, которые больше свойственны взрослым, то звучит это неестественно. Такую ошибку часто допускают в российских рекламных видеороликах.

Чтобы проверить, действительно ли диалог звучит просто и естественно, достаточно прочитать его вслух. Все слова и выражения, которые выбиваются из общего потока высказываний, необходимо убрать. В диалоге должны отсутствовать неуместные шутки, неловкие моменты (если только они не предусмотрены по сценарию), непоследовательность. Возможно, после обработки диалог станет намного меньше.

Другая крайность — чересчур гладкий, прилизанный диалог, который начинает звучать фальшиво. Прочувствовать грань между нереалистичным и увлекательным диалогом можно только через практику.

***

Станьте исполнителем на Бирже контента eTXT. Подавайте заявки на понравившиеся заказы и заключайте выгодные сделки с заказчиками.

Оцените статью (7 голосов)

3.8571428571429 5 7
5 комментариев
Имя
38224
19.06.2022 / 18:16
Замечательный материал.
Егор
19.06.2022 / 08:18
Благодарю за ценную и полезную информацию.
Наталья
19.06.2022 / 00:24
Спасибо большое за материал. Ценно и полезно освежить все знания из школы. И все в одном тексте, очень удобно)
Gerda-1
18.06.2022 / 10:21
Спасибо за полезную статью.
4830
18.06.2022 / 08:50
Добрый день всем! Мне лично очень понравилась статья. Узнала полезнейшую информацию. Буду регулярно прочитывать, чтобы напоминать себе как правильно писать диалоги. Спасибо!
Добавление комментария
Имя
Самое читаемое