Главная / Блог / Интервью с топ-копирайтером Петром Пандой

Интервью с топ-копирайтером Петром Пандой

Петр Панда — основатель убедительно-позитивного стиля и авторского проекта “Панда-копирайтинг”, один из топ-копирайтеров Рунета, выпускающий книги об основах и практике web-райтинга. Мы попросили Петра ответить на вопросы наших читателей, дать советы по работе и рассказать о себе.

Петр Панда

1. Здравствуйте, Петр. Итак, вопрос номер один: как вы начинали свой профессиональный путь копирайтера? Какой была цена за первый заказ? Почему вы ушли в копирайтинг?

Здравствуйте, большое спасибо за приглашение! Мой путь копирайтера вообще начался на сайте фриланса, причем уже тогда я поставил себе условие, что как бы то ни складывалось, я не уйду из профессии. Для этого я заранее уволился с работы и уехал практически в лес из своей уютной городской квартиры. Отлично зная себя, я понимал, что вот такой радикальный способ — это единственный шанс закрепиться.
Обычно я говорю, что в копирайтинг ушел, потому что устал от нудной работы во всяких рекламных газетках и написания никому не нужных интервью с животноводами из глухих деревень. На самом деле, когда я сейчас вспоминаю свой путь, все же понимаю — это был призыв. Знаете, как вот увидишь женщину случайно и понимаешь — она твоя. Что-то подобное произошло между мной и профессией. Я увидел, какая крутая это профессия и насколько в ней не хватает профессионалов.

Цена за мой первый заказ была около 30 рублей за 1000 знаков. И так я работал достаточно долго, пока не набил себе хорошее портфолио. Потом, когда понял, что перерос многих «сторублевых» авторов, тоже поднял ценник до 100 рублей. Вообще за время работы в сети я поднял ценник примерно в 250 раз, и это не предел.

2. Как найти первого заказчика на продающие тексты? Не "нужен продающий текст за 40 р.", а именно заказ на настоящий продающий текст? Что посоветуете новичку?

Чтобы найти первого заказчика на продающие тексты, желательно обратить внимание на два главных момента:

  • навык написания продающих текстов,
  • наличие таких текстов в портфолио.

Забавно слышать, когда авторы говорят что-то вроде: «А как я размещу такие тексты в портфолио, если у меня их не заказывают?». Да обыкновенно: садись и пиши сам тексты из головы. Бесплатно. С потерей времени. Без технического задания. Все так, верно. Но поскольку такое рекомендуют как минимум два успешных автора — Петр Панда и Денис Каплунов, это реально работает. Мы тоже так начинали, это вполне окупается, порой даже лучше, чем торговля оружием или нефтью.

Чтобы найти первого заказчика, можно либо правильно отвечать на проект, либо делать самому рассылки.

Я давний клиент биржи, заказываю тексты для статейного продвижения и ищу авторов для общения на форуме копирайтеров Рунета. Так вот, могу сказать честно: подавляющее большинство пользователей биржи не умеют правильно отвечать на проект. Если кому интересно, у меня на сайте есть статья о том, как правильно отвечать на проекты и брать много заказов. Я через это прошел сам, а потому отвечаю за то, что пишу.
Рассылка — еще один вариант, который реально работает. Находим сайты нужной нам тематики, изучаем их, находим бреши в наполнении и пишем письма. В свое время мы проводили несколько конкурсов по текстам рассылок для сайтов, они есть на нашем форуме. Ну и вообще, есть еще десятки мест, где можно находить клиентов: тематические форумы, сайты объявлений и так далее. Список этих мест есть в моих первых книгах «Копирайтинг: по зову сети» и «Копирайтер, расти!».

3. Как удаётся себя мотивировать на активную деятельность: и книги писать, и тексты, и прочие проекты развивать? Откуда черпаете вдохновение? Почему перегорают копирайтеры?

Я уже говорил, что изначально поставил себе цель — не уходить из профессии ни под каким соусом, поэтому сразу начал здесь обживаться. Поскольку я не люблю вторых ролей и не люблю считать деньги, то решил становиться первым. Это не значит буквально, что я буду первым по ценникам или числу книг, но буду сам ощущать себя первым.

вдохновение

Вдохновение я черпаю из работы. Это особое состояние: ты вдруг «ловишь» идею, которая начинает тебя терзать. Скажем, идею нового сервиса или статьи. И пока ты ее не воплотишь, она тебя подгрызает изнутри. Зато когда реализуешь, творческая эйфория идет в комплекте. Так и живем, от идеи к идее. От признания до признания.

Перегорают копирайтеры по двум главным причинам:

  • у них нет мечты,
  • они загоняют себя.

Когда нет мечты, очень сложно расти и любить профессию, потому как нет ответа на вопрос «Зачем это все?». Просто пишем, просто сдаем, просто существуем. Конечно, без мечты это скоро становится каторгой. Наша профессия творческая: без симпатии к тому, что делаешь, невозможно делать хорошо. Загонять себя — еще одна причина выгорания. Так грустно слышать, когда авторы начинают мериться тысячами знаков, считая это показателем успешности в профессии.

Успешность в профессии измеряется вовсе не количеством символов: если вы пишете по 50 000 знаков в день, вы пишете чушь, которая выжигает ваш мозг. Если постоянно берешь взаймы у организма, работая на пике и без выходных, то рано или поздно он выставит счет. Этот счет никто не в состоянии оплатить, отсюда и перегорание. Нужно отдыхать и жалеть себя.

4. Как вы все успеваете? Пользуетесь ли планировщиком дел?

Я успеваю далеко не всё. Очень многие задачи болтаются по полгода-году. Планировщиком дел пользуюсь, но больше для того, чтобы не забыть, что я должен сделать. На определенном этапе роста понимаешь, что короткий карандаш лучше длинной памяти.

5. Какие у вас любимые фишки в копирайтинге?

Ох, это крайне сложный вопрос. У меня нет любимых фишек, скорее, есть приемы, которые работают всегда и которыми я чаще всего пользуюсь.

Например, метод «Скользкая горка» Джозефа Шугермана. Он заключается в том, чтобы начать текст настолько интересно и сильно, что читатель захочет прочитать второе предложение. Второе пишем так, чтобы прочитал третье. И так далее.

Еще один прием — закрытие возражений: нужно закрыть возражения читателя в тексте еще до того, как они у него появятся. Если автор поливает свой текст густым сиропом идеальности и молчит о возражениях, то это дрянь, а не текст.
Еще, скажем, повторение главной идеи: мы несколько раз повторяем мысль, которую хотим донести. Причем разными способами — вопросом, утверждением, выгодой, фактом и так далее.
В моей третьей книге «Тексты, которым верят» есть 49 приемов, которые я реально использую. Там есть и конкретные примеры: можно купить и пробовать. Только рабочие варианты, никакого проходного шлака.

6. Сколько процентов в вашей работе занимает убедительный стиль, про который написана третья книга? Ведь наверняка не все клиенты просят его конкретно.

Панда-копирайтинг

Примерно две трети всех текстов я пишу в убедительно-позитивном стиле. Это мой стиль, который я сам разработал, сформулировал и прописал для него все «ингредиенты». Если даже клиент требует писать, скажем, в официальном стиле, я все равно беру какие-то приемы убеждения из своего стиля, но просто подстраиваю их под конкретную задачу.

7. Когда Вы планируете выпустить новую книгу про landing page?

Есть уже договоренность с издательством «Эксмо» (одним из крупнейших в России) на выпуск книги зимой 2018 года. Единственное, книга будет не только про лендинги, она будет про тексты для бизнеса вообще. Этакий полный-полный учебник. Прочитал, понял, применил.

8. Какие виды текстов сегодня считаются самыми дорогими и какая максимальная цена текста встречалась?

Самые дорогие по моему опыту — PR-статьи, рекламные материалы, статьи в СМИ, продающие тексты, тексты о компании, коммерческие предложения, маркетинг-кит, тексты для лендингов.

Хотя, конечно, это далеко не полный список. Если учитывать объем, то тот же сценарий ролика, как в варианте ниже, может стоить 20–50 т. р., но при этом быть размером всего в половину страницы.



Что касается максимальной цены, то все еще впереди. Скажем, тексты по 6–10 т. р. — это сегодня мои будни, каждую неделю я пишу их десятками. А вот тексты по 50–100 т. р. — это уже редкие гости, но тоже до поры. Вообще, максимальная цена, которую мне платили за текст, составляет 180 000 рублей. Правда, это с учетом премиальных, которые по договору мне причитались, если будет продано определенное число станков.

9. В каких стилях копирайтинга особенно остро нуждается Рунет? Какие направления могут возникнуть в ближайшее время?

Рунет сегодня нуждается скорее не в стилях, а в определенном качестве контента. Понимаете, в чем петрушка: даже на вашей бирже тысячи авторов, но при этом у многих нет цели развиваться. То есть «все пишут по 50 рублей, я тоже буду по 50 рублей». И качество одинаковое почти, и форматы, и стиль. Просто чтобы приняли. Так же нельзя, это тупик.
Единицы нацеливаются на иное и готовы идти против толпы. А это сегодня обязательно: биржевой формат дешевых текстов потихоньку отмирает, поскольку поисковики уже ценят смысловую уникальность больше, чем техническую. Мало просто написать, надо написать классно, чтобы расшаривали, чтобы комментировали, чтобы заходили снова. А чтобы писать так, нужно учиться, нужно искать нестандартные решения, нужно поднимать ценники, наконец.

время-деньги

Если позволите мне немного рекомендаций, скажу так: пора вводить на бирже что-то вроде элитного раздела, куда народ будет попадать не пачками, а единицами. Может даже всего по несколько человек в месяц. Это очень нужно, потому как сегодня люди готовы платить за качество и платить хорошо. А еще некоторые авторы без этого раздела попросту не могут прыгнуть выше головы, потому как есть определенные ценники, выше которых никто не предлагает. Но прыгать они готовы.
Сделать очень строгий процесс отбора, может даже с привлечением в качестве экспертов сильных копирайтеров со стороны. Изменить ценовую политику, чтобы, скажем, 1 500 рублей за 1 000 знаков было бы нормальной суммой. Ввести технические задания и так далее. Повторюсь, это точно будет работать, поскольку и база у вас огромная, и место известное, и люди готовы платить больше, если вы дадите им высокое качество.

10. Петр, вы написали уже три книги. Скажите, пожалуйста, о чем будет новая и когда она выйдет в свет?

Новая книга будет о текстах для бизнеса. Предполагается два тома: первый посвящен лендингам, автоворонкам, сайтам-презентациям и прочим подобным форматам, второй том — это промо-статьи, релизы, рекламные материалы, коммерческие предложения и так далее. Ценность книги в том, что она будет написана простым языком, который смогут понять даже далекие от копирайтинга люди.
Вообще, я перестал писать для копирайтеров еще с третьей книги, потому как они не являются моей целевой аудиторией. Они не заказывают мне тексты, их заказывает бизнес, поэтому это будет книга именно для бизнеса. Ее сила еще и в том, что даже если вы ничего не знали о копирайтинге, то сможете открыть, прочитать и сходу написать текст лучше большинства копирайтеров.

Много фишек, приемов, схем написания и так далее. Нужно, скажем, написать продающее письмо — открыли соответствующий раздел и научились писать такие тексты.

Видя успех своей третьей книги (первый тираж разлетелся за полтора месяца), я понимаю, что четвертая будет вообще бомбой.

Тексты, которым верят

Еще одна фишка — книгу я буду писать в соавторстве с моим другом Дмитрием Шишмаковым, руководителем первого в России агентства, создающего сайты по принципам веб-мерчендайзинга. То есть они не просто «делают красиво», а четко прорабатывают маршруты пользователя по сайту, продумывают конверсионные решения, используют психологию продаж и многое другое. Эти ребята, к примеру, первыми в Рунете начали создавать лендинги-презентации: просто чумовое по конверсии решение, которое явно завоюет рынок уже очень скоро.
Так что в книге будут кейсы и советы от практиков веб-строительства. Почему именно так, какие цвета правильно использовать, зачем большие кнопки, как будут читать такой текст — это и многое другое Дмитрий покажет и расскажет на практике. Если кому-то мало рекомендаций одного копирайтера, в наличии масса экспертных фишек от человека, знающего сайтостроительство «от» и «до». В книге мы будем использовать десятки рисунков, чтобы не объяснять на словах то, что можно показать.
Книга должна выйти зимой 2018 года, поэтому очень рекомендую регулярно мониторить сеть. Такого в Рунете еще не было и вряд ли скоро будет, по крайне мере, такого качества и уровня экспертности.

Комментарий от Биржи eTXT:

Петр, спасибо за уделенное нам время, интервью получилось очень интересным, есть над чем подумать!

Хотите стать успешным копирайтером, как Петр Панда? Или попробовать его методы? Необязательно уезжать из своей уютной городской квартиры. Достаточно зарегистрироваться на Бирже eTXT и просто выполнить свой первый заказ!

Оцените статью (42 голоса)

4.0714285714286 5 42
0 комментариев
Имя
Добавление комментария
Имя
Самое читаемое