En
Объявления пользователей
Главная / Блог / Поведенческие факторы

Поведенческие факторы

Поведенческие факторы

Поведенческие факторы (ПФ) уже несколько лет занимают среди SEO-трендов лидирующие позиции. Фиксируется тенденция роста их влияния. Давайте разбираться, что это за термин, что относится к поведенческим факторам, где роботы собирают статистические данные, как работать с ПФ, чтобы успешно продвигаться в топ поиска.

Содержание статьи:

1. Что такое ПФ
2. Внутренние и внешние поведенческие факторы
3. Влияние поведенческих факторов
Источники получения данных поисковиками
Как работать с поведенческими факторами

Что такое ПФ

Поведенческие факторы сайта — это совокупность метрик, позволяющих поисковым системам оценить качество сайта, проанализировать, насколько интересна площадка, какое место заслуживает в выдаче.

К ПФ относятся действия, совершаемые пользователем:

  • при анализе результатов поисковой выдачи,
  • при посещении ресурса.

Главный фокус сегодняшнего SEO — поведенческие факторы ранжирования. Без них другие способы продвижения сегодня малоэффективны. Только если ресурс нравится реальным людям, можно рассчитывать на первые позиции в выдаче поиска.

Внутренние и внешние поведенческие факторы

К внешним (кликовым) показателям относятся:

  • CTR (соотношение кликов к показам). Кликабельность растет, когда целевая аудитория не просто находит сайт в результатах поиска, но и переходит на него. Чтобы повлиять на это, нужно сделать сниппет оригинальным и цепляющим. Сниппет — краткое описание страницы с ее заголовком. Оно отображается в поисковой выдаче. Если по нему кликают, авторитетность сниппета растет — содержимое отвечает запросам людей. Ввести в заблуждение поисковики не получится: если люди сразу же уходят с ресурса и идут к конкурентам, значит, не находят нужную информацию, а это, в свою очередь, ведет к падению позиции.
  • Переход к другому поисковику. Посетитель не нашел ответ и решил перейти в другую поисковую систему. Это расценивается как негативный сигнал.
  • Среднее время до перехода на сайт.
  • Единственный переход. Тексты и графика, другая информация полностью удовлетворяют потребности пользователя, нет необходимости просматривать другие результаты. Качественным считается материал, после ознакомления с которым нет необходимости что-то искать по теме.
  • Первый и последний переход. Метрика сравнивает начальный ресурс, который привлек внимание посетителя, с тем, который удовлетворил всем его требованиям.
  • Возвращение к поиску. Пользователь не нашел то, что искал. Так случается по разным причинам, например:
    • неудобно пользоваться сайтом,
    • страница оказалась нерелевантна запросу,
    • контент посетителю неинтересен (например, завышенная цена на товар или услугу, не указаны контактные данные).
  • Длина клика. Это период времени с момента клика до возвращения к поиску или завершения сессии. Хорошо, если длина клика затянувшаяся. Поэтому так важно работать над качеством размещенного текста, изображений, удобством регистрации, заказа или покупки.
  • Трафик с различных источников. Логика параметра проста. Большое количество переходов на сайт из разных источников (например, email-рассылки, социальные сети, медийная реклама, мессенджеры) означает одно — сайт интересен пользователям. Как следствие — повышение позиций в результатах поиска.
  • Трафик по брендовым запросам. Если количество запросов с использованием названия бренда или продукта большое, это означает лишь одно — узнаваемость компании, качество ее товаров или услуг находится на высоком уровне. Это знак, который побуждает поисковые машины к ранжированию веб-ресурса выше менее востребованных конкурентов.

Читайте также
23 марта Яндекс анонсировал улучшение поискового алгоритма, в котором изменения направлены на борьбу с переоптимизированными текстами, написанными специально дл...

К внутренним показателям относятся:

  • Количество прямых заходов. Здесь все понятно. Отражаются переходы, когда человек ввел адрес сайта в поле для поиска или скопировал ссылку и перешел на сайт. Чем больше прямых заходов, тем популярнее ресурс.
  • Процент отказов. Поисковые системы считают его по-разному. Например, «Яндекс» считает визит отказом, когда соблюдены условия:
    • время сессии меньше 15 секунд;
    • не больше одного просмотра страницы;
    • не зафиксировано служебное событие «неотказ».

    У Google отказ — это визит, за который к серверу поступил только один запрос. Например, если посетитель зашел на сайт и вышел, не просматривая другие страницы. Высокий показатель процента отказов снижает конверсию, но не всегда можно говорить о том, что сайт некачественный. Например, в случае, если речь об одностраничнике. Причин отказов несколько: низкая скорость загрузки, несоответствие контента запросу, непривлекательный, откровенно говоря, плохой дизайн.
  • Глубина просмотра. Метрика обозначает количество страниц, которые посетил пользователь за одну сессию. Ресурс поднимается в выдаче, если пользователи не только сразу не уходят, но и кликают по страницам, формам, ссылкам. Это говорит о его пользе, разумной перелинковке и удобстве навигации. Сложная навигация — одна из причин, по которым человек может уйти, так и не удовлетворив свой запрос.
  • Действия посетителя. Активность — положительный сигнал. Сюда относятся, например, клики по номерам телефонов, рекламе, ссылкам, кнопкам заказа, а также действия мышкой, открытие и заполнение форм, скачивание файлов, добавление товаров в корзину, комментарии и прочее. С помощью этого фактора можно оценить юзабилити, выявить популярные страницы.
  • Время сессии. Поисковые роботы предполагают: чем дольше человек не закрывает сайт, тем полезнее он оказался. С другой стороны, если человек ищет простой и короткий ответ (телефонный номер, адрес), пребывание на странице, наоборот, должно быть минимальным (например, заказ такси, адрес клиники). При анализе этого показателя берется во внимание тематика проекта.
  • Точки входа и выхода. Страницы, с которых человек начал и закончил просмотр веб-площадки.
  • Расшаривание контента.

Влияние поведенческих факторов

Поисковики регулярно обновляются, в действие вступают новые алгоритмы ранжирования. Для «Яндекса» ПФ имеют значительный вес, который учитывается при формировании результатов выдачи. Они приобретают возрастающую практическую значимость в поисковой оптимизации. По некоторым данным, влияние оценивается в 30 %. Конкретные метрики — коммерческая тайна, поэтому и выводы о списке ПФ можно делать только косвенные.

Обновление поисковой выдачи «Яндекса» — присвоение значков еще раз подтверждает важность поведения пользователей на площадках. Самые посещаемые сайты отмечены значком «Популярный сайт», а сайты с постоянной и активной аудиторией — значком «Выбор пользователей».

Долгое время Google не утверждал, что ПФ задействованы в алгоритмах ранжирования, но в марте 2019 года вышел патент под названием «Изменение ранжирования результатов поиска на основе неявной обратной связи с пользователем». Здесь подразумеваются кликовые поведенческие факторы в поиске, длина клика (dwell time), язык и страна пользователя.

Давайте разберемся, как поисковики собирают статистику поведения людей для проведения анализа.

Источники получения данных поисковиками

Выделяют три источника:

  • Инструменты веб-аналитики (собирают информацию не только для оптимизаторов).
  • Браузеры и расширения (плагины), позволяющие существенно расширить их функциональность и повысить удобство использования. Например, «Элементы Яндекса» (ранее программа носила название «Яндекс.Бар»).
  • Статистика результатов выдачи.

Читайте также
Пользователи — главная цель поисковиков. Популярность конкретной поисковой системы напрямую зависит от того, насколько выдача удовлетворяет запросам. В этой ста...

Как работать с поведенческими факторами

Для самостоятельного отслеживания некоторых показателей достаточно установить на сайт счетчики «Яндекс.Метрики», Google Analytics. Проанализировав информацию, можно переходить непосредственно к процессу улучшения показателей — работать над полнотой и качеством контента, проверять и улучшать юзабилити, выявлять ненужные запросы, менять вид сайта в выдаче.

Подход должен быть комплексным, ориентир — потребности пользователей. Например, работая над снижением отказов, не потерять из вида то, в чем действительно заинтересован пользователь.

Оцените статью (2 голоса)

5 5 2
1 комментарий
Имя
Оксана
11.02.2021 / 13:33
Очень подробно описано, доступным и понятным языком. Главная seo загадка - ранжирование:) Thank you.
Добавление комментария
Имя
Самое читаемое
LSI-копирайтинг

LSI-копирайтинг заключается не в создании привычного SEO-оптимизированного текста, насыщенного «ключами», а в полном раскрытии смысла ключевых запросов в максимально интересной для пользователя форме.

Легенда компании

Продуманная до мелочей история создания бренда — легенда — способна не только поддержать репутацию компании, но и привлечь клиентов. В статье вы узнаете о том, какие задачи решит грамотное описание бренда, какие классические сценарии легенды существуют.

5 актуальных финансовых вопросов о eTXT

Читайте ответы на самые горячие вопросы, которые пользователи биржи чаще других направляют в "Обратную связь".

eTXT Проверка уникальности

В этом выпуске рассылки — не только о новшествах в системе eTXT, но и о программе для проверки уникальности текстов "eTXT Проверка уникальности". В статье получите ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с программой и ее версиями: онлайн и десктопной.