En
Главная / Блог / Что такое композиция в фотографии

Что такое композиция в фотографии

Композиция для фотографов — гармоничное размещение объектов в кадре, их объединение для раскрытия идеи и сюжета. Все, что есть на кадре, представляет собой элементы композиции изображения. Грамотное расположение композиционных элементов влияет на восприятие человеком изображения, на его оценку работы фотографа.

Существуют определенные приемы в фотографии, которые помогут начинающим быстро выйти на новый уровень.

Содержание статьи:

1. Основы композиции фотографии
2. Правила композиции в фотографии
Правило золотого сечения
Правило диагоналей
Правило третей
Правило динамической симметрии
Правило уравновешивания элементов
Правило «Подойди ближе»
Правило нечетного числа
Правило смыслового контраста
3. Композиционные приемы в фотографии
4. Заключение

Основы композиции фотографии

композиция в фотографии

К основным элементам, от которых зависит визуальное восприятие изображения, относятся:

  • размеры и формы объектов;
  • взаиморасположение объектов;
  • план и ракурс съемки;
  • тональный диапазон и освещение;
  • дистанция между объектом и фотографом, наклон фотокамеры;
  • момент съемки.

Указанные элементы позволяют передать идею фотографа — быстротечность мгновения, движение, глубину пространства. При грамотно выстроенной композиции люди непринужденно рассматривают изображение, видят связь между элементами, получают эстетическое наслаждение. Фотография может шокировать и удивлять, однако через продуманную композицию автор все равно донесет свою идею.

При разработке сюжета фото необходимо учитывать следующее:

  • У фотографии должен быть определенный центр — главный объект, ради которого и делается изображение. Если любители часто делают семейные фото с совпадением главного объекта по центру снимка, то профессиональные фотографы экспериментируют с разными правилами композиции и приемами размещения элементов на изображении.
  • На втором месте по важности находится задний план. Начинающие фотографы часто обращают внимание только на основной объект, игнорируя большое количество отвлекающих элементов на заднем плане или рядом со смысловым центром. Второстепенные объекты не должны быть слишком яркими, пестрыми и красивыми по сравнению с главным.
  • Чтобы фотография выглядела естественно, важно чередовать передний, средний и дальний планы. Фотографии с перспективой всегда смотрятся интересно.
  • Также в композиции важен ритм — изображение одинаковых силуэтов, фигур или элементов. Можно совмещать ритм с перспективой, когда крупные объекты на переднем плане сменяются объектами поменьше на среднем и дальнем плане.

Наконец, при разработке композиции важно не допускать распространенных ошибок начинающих фотографов: обрезанные достопримечательности, кадрированные люди, искажение пропорций человека, заваливание горизонта, пустой или перегруженный снимок. Также фотокомпозиция строится по определенным правилам, которые рекомендуется соблюдать.

Правила композиции в фотографии

Есть композиционные правила, которые, несмотря на их нередкое нарушение фотографами при создании необычных снимков, продолжают оставаться основными.

Правило золотого сечения

Кадр делится на девять областей — двумя линиями по вертикали и двумя по горизонтали. В областях пересечения линий появятся четыре точки – «узлы внимания». Эти точки — наиболее активные области на изображении, привлекающие максимум внимания.

правила золотого сечения

Правило диагоналей

В соответствии с этим правилом важные элементы композиции располагаются вдоль линий, идущих из угла в угол. Оно позволяет обеспечить глубину пространства, динамичность и направленность движения.

Правило третей

Будущий кадр мысленно делится на три одинаковые части по горизонтали и по вертикали, разбиваясь на девять равных ячеек. Главный объект должен располагаться вдоль линий по вертикали/горизонтали или в местах их пересечения — желательно не в центральной части кадра.

В то же время есть ситуации, когда от правила третей стоит отступить: например, необходимо подчеркнуть симметрию объекта (человеческое лицо, элементы здания, фонтан с равным количеством столбов слева и справа). Также правило не соблюдается при акцентировании внимания на размере крупных зданий и сооружений, на их интерьере, при съемке с малой глубиной резкости и размытым задним/передним фоном.

правило третей

Правило динамической симметрии

Эта схема считается более сложной и продвинутой в отличие от предыдущих правил композиции. Это серия динамических прямоугольников, где диагональ прямоугольника делится перпендикулярной линией, идущей из угла прямоугольника, в пропорциональном соотношении. Правило динамической симметрии сформулировал и активно использовал художник Джей Хэмбидж, но особую популярность такая сетка приобрела лишь недавно.

Правило уравновешивания элементов

Если придерживаться правила третей, то снимок становится интересным, однако на нем появляется пустое пространство, что создает ощущение вакуума. Предотвратить это поможет уравновешивание снимка, при котором пустое пространство заполняется менее значимым объектом.

Правило «Подойди ближе»

Это правило предполагает полное заполнение кадра объектом. Такой подход позволяет избавиться от второстепенных элементов на фото и показать зрителю, какой элемент формирует основу конкретной композиции.

Правило нечетного числа

Считается, что снимок воспринимается зрителями лучше, если количество предметов на нем нечетное. Фотографу с этой целью необходимо обрамить главный предмет двумя другими.

Правило смыслового контраста

Такой подход предполагает сочетание контрастных по отношению друг к другу элементов — историческое и современное, тяжелое и легкое, крупное и мелкое. Правило смыслового контраста позволяет сделать фотографию с интересным сюжетом.

Композиционные приемы в фотографии

Чтобы еще больше улучшить композицию, можно воспользоваться такими приемами:

  • Частичное перекрытие солнца линиями. Особенно красиво такие кадры смотрятся, если снимать их на закате или восходе.
  • Темный, четкий силуэт объектов на светлом, ярком фоне.
  • Использование «рамки пустоты». Кадр заполняется предметами, однако его края остаются пустыми. Можно сделать и видимую рамку, например из веток деревьев, стен зданий, или снимать предмет сквозь решетку, окно.
  • Контраст света и тени. Резкие переходы делают кадр интереснее, но важно правильно настроить экспозицию (не пользуйтесь авторежимом).
  • Направляющие линии в кадре, уходящие вдаль. Располагающиеся на них фигуры делают фотографию динамичной, показывают движение и ведут взгляд зрителя.
  • Уходящие вдаль диагональные линии. Такой прием может использоваться для съемки деревьев, ряда домино, строя солдат.
  • Расположение в кадре небольшого объекта, например человека на фоне крупных гор или озера.
  • Зеркальное отражение. Есть много способов воспользоваться этим приемом, например снять отражение в стекле или воде.
  • Стыковка близкого и дальнего плана. Соединение таких объектов создает на фотографии ощущение глубины.
  • Текстуры. Необходимо расположить множество одинаковых или мелких деталей по определенному алгоритму, чтобы текстура была оформлена не хаотично, а в осмысленном узоре.
  • Тени. Красиво смотрятся тени людей, деревьев, зданий и других объектов на дороге/стене в яркий солнечный день.
  • Расположение людей в левой части фотографии. Прием позволяет воспринимать снимок проще и быстрее, поскольку мы читаем слева направо.

Читайте также
О терминах, связанных с настройкой фотоаппарата, процессом съемки и последующей обработкой читайте в нашей статье.

Заключение

Итак, основы композиции и художественной фотосъемки помогут начинающим быстро научиться делать красивые, продуманные и гармоничные фотографии, успешно реализуя свои творческие замыслы.

***

Непрерывное развитие в интересующей области знаний — залог успеха. Придерживайтесь правил, используйте приемы для улучшения композиции кадра, станьте лучшим из лучших. На Бирже eTXT вы можете продавать удачные фотографии и зарабатывать деньги, поэтому скорее регистрируйтесь на площадке и загружайте свои фото в магазин.

Оцените статью (0 голосов)

0 5 0
0 комментариев
Имя
Добавление комментария
Имя
Самое читаемое
Как научиться копирайтингу с нуля?

Написание статей на заказ — та сфера труда, где можно хорошо заработать. Но как научиться копирайтингу с нуля и стать одним из лучших исполнителей Рунета? На какие темы стоит писать, а какие лучше обходить стороной?

Сторителлинг

Сторителлинг — это не обычное повествование, а рассказ, который будет цеплять чувства слушателей, захватывать их внимание и воздействовать на чувства и эмоции. В этой статье мы подробно разберемся, что такое сторителлинг и где он применяется, расскажем, как придумать и как правильно рассказать истории, а в конце подскажем, как и где искать для него идеи.

Гарантия качества в тексте

Чем надежнее гарантия, тем сильнее желание клиента совершить покупку или получить услугу — с этим трудно спорить. В этой статье мы расскажем о том, как влияет информация о гарантии на потенциального покупателя, и на примерах покажем, как правильно её описывать.

Как сделать статью-обзор товара

Начинающие авторы часто задаются вопросами о том, как написать обзор, что это такое и как его подготовить? В этой статье мы рассмотрим основные требования к данному виду контента и правила его разработки.